В 1998 году, столкнувшись с тем фактом, что множество произведений искусства, украденных нацистами во время Второй мировой войны, до сих пор не возвращено их законным владельцам, 44 страны, включая Россию и Германию, подписали Вашингтонские положения. Они обязывают возвращать бывшим владельцам незаконно изъятые у них произведения искусства даже после истечения срока давности. За почти 25 лет, прошедших с момента подписания, возникало немало горячих тем и скандалов. Последний подобный кейс – требование наследников банкира еврейского происхождения Пауля фон Мендельсона-Бартольди к японской компании Sompo Holdings Inc. вернуть «Подсолнухи» Ван Гога и выплатить сумму, превышающую миллиард долларов.
Из 1934 года к сегодняшним дням
В 1934 году, когда евреев в Германии лишали имущества и социального статуса, известный в стране банкир Пауль фон Мендельсон-Бартольди вынужден был отдать один из культовых рисунков Ван Гога с изображением подсолнухов парижскому арт-дилеру Полу Розенбергу. В 1987 году на аукционе Christie’s в Лондоне картина была куплена компанией Yasuda Fire & Marine Insurance, так в то время называлась Sompo. За шедевр заплатили рекордные по тем временам $40 млн.
Как пишет Bloomberg, в иске, поданном в суд штата Иллинойс в декабре 2022 года наследниками Мендельсона-Бартольди и его жены Эльзы, говорится, что страховщик, который приобрел картину на аукционе, незаконно извлекает выгоду из нее, хотя знает о ее «нацистском» прошлом. Шедевр Ван Гога выставляется в художественном музее Токио уже 35 лет. Вход туда платный и стоит 1,6 тыс. иен ($12). Кроме того, Sompo интегрировала произведение ван Гога в свой корпоративный имидж. Одна из ее дочерних компаний называется Sompo Himawari Life Insurance Inc. – himawari на японском означает «подсолнух». В связи с этим истцы требуют еще и компенсацию – $690 млн за возмещение ущерба и $750 млн в качестве штрафных санкций за «неосновательное обогащение».
В компании Sompo не согласны с претензиями наследников банкира и заявили, что покупка картины Ван Гога была «достоянием общественности» и что компания готова защищаться в суде. В заявлении сказано, что «картина была куплена честно на аукционе Christie’s 35 лет, выставлялась в Токио 35 лет, и нет никаких сомнений в законности ее владения». Шансы на урегулирование претензий пока неясны, учитывая, что картина находится в Японии, а наследники предъявляют иск в США.
Возвращение в семью
На протяжении многих лет семье Мендельсона-Бартольди удалось урегулировать несколько дел, связанных с реституцией картин. Ранее наследники «хлопотали» по поводу пяти картин Пабло Пикассо, которые банкир был вынужден продать берлинскому арт-дилеру Джастину Таннхаузеру. Их нынешние владельцы либо согласились их вернуть, либо выплатили компенсацию.
Истцы достигли соглашения по поводу «Мулен де ла Галетт» с Музеем Гуггенхайма, «Мальчика, ведущего лошадь» – с Музеем современного искусства в Нью-Йорке, «Портрета Анхеля Фернандеса де Сото» – с Фондом Эндрю Ллойда Уэббера. По информации The Wall Street Journal, Национальная галерея искусств в Вашингтоне передала семье право владения на «Женскую голову».
Пока не удалось договориться только по поводу «Портрета мадам Солер» с властями Баварии. Чиновники Баварии не пожелали расставаться с картиной. «Баварские государственные собрания картин» купили картину у Таннхаузера в 1964 году. Данное объединение и правительство Баварии заявили, что, по их мнению, Мендельсон-Бартольди продал «Портрет мадам Солер» по собственной воле, а не из-за преследований нацистов.